Nav view search

Навигация

                 ДРАМА ФАРС КОМЕДИЯ                          

                                           ПЬЕСЫ И СЦЕНАРИИ АНДРЕЯ  ОСИНЕНКО    

Искать

Андрей ОСИНЕНКО

Чёкала

Сказка для детей и взрослых в одном действии

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

НИКИТА СИНИЦЫН по прозвищу Чёкала – ученик 5-«б»

БАБУШКА – в свободное от обязанностей бабушки время подрабатывает ВОЛЩЕБНИЦЕЙ

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА – учительница

ПЕРВЫЙ УМНИК

ВТОРОЙ УМНИК

 

Входит  Чёкала с футбольным мячом, следом идёт  Бабушка

 

БАБУШКА (входя). Думаешь, у меня есть силы? Я тебе сказала, когда ты должен прийти, – почему я должна каждый день загонять тебя домой? Я тебе с балкона сколько раз кричала, чтобы ты шёл?

ЧЁКАЛА. Ба, я не слышал!

БАБУШКА. Не слышал? А кто мне кричал, что ещё десять минут?

ЧЁКАЛА. Я потом не слышал, когда ты в четвёртый раз кричала!

БАБУШКА. А как ты сосчитал, сколько, – если не слышал?

 

Он в смущении отворачивается.

 

Четвёртый раз он не слышал! Почему я вообще должна кричать, если ты сказал, что ты идёшь на час. Знаешь, сколько уже прошло?

ЧЁКАЛА. Сколько?

БАБУШКА. Три часа!

ЧЁКАЛА (округляя глаза). Ты чё, правда?!

БАБУШКА. Почёкай ещё, почёкай! Когда я тебе кричала, ведь все оборачивались, один ты делал вид, что не слышишь. Почему я на старости лет должна бегать? Я и так набегалась. Уже спать пора.

ЧЁКАЛА. Ба, ну просто… Была очень важная игра. (Ставит мяч на пол и бьёт, мяч влетает под кровать.) Плюха!!

БАБУШКА. Важная игра у него! А когда я буду смотреть твои тетради? Что у тебя сегодня никаких новых проблем не появилось?

ЧЁКАЛА. Ба, ты не понимаешь! У нас была важная-важная игра! У нас же турнир! Если бы я ушёл, мы бы проиграли. А мы хотим занять первое место, чтобы выйти в следующий круг! (С благородным негодованием.) Или я должен подвести команду? Сама всегда говоришь, что друзей нельзя подводить! – А сама!

БАБУШКА. Ты хочешь сказать, что вы выиграли?

ЧЁКАЛА. Да! (Возбуждённо) Пять-четыре! Я забил три! И самый решающий! Ты не представляешь, какой гол! Лёха из штрафной навесил на вратарскую, а я принял на голову, сбросил под удар и с угла вратарской левой – в правый угол! Вратарь и не шелохнулся!

БАБУШКА (с иронией). Круто! Я тобой горжусь Мне бы ещё знать, где штрафная, а где – вратарская? Ты мне лучше скажи…

ЧЁКАЛА (перебивая). Ба, ты чё! Я же тебе объяснял! Вратарская площадка  меньше, она внутри штрафной.

БАБУШКА (с усмешкой). Ты уверен, я это хотела спросить?

ЧЁКАЛА. А как можно быть бабушкой футболиста и это не знать?! Если ты в штрафной нарушишь правила, то за это пенальти дают!

БАБУШКА. Я уже вряд ли нарушу.

ЧЁКАЛА. А первые два я головой! Я лучше всех головой играю!

БАБУШКА. Замечательно… Про голы всё?

ЧЁКАЛА (с горечью). Да чё тебе рассказывать, если тебе успехи твоего внука неинтересны…

БАБУШКА. Вот это-то меня как раз и интересует! Возвращаемся с чего начали: ты уроки сделал?

ЧЁКАЛА. Ба, ты же видела, что я перед футболом делал!

БАБУШКА. Я не спросила – делал ли ты? Я спросила – сделал ли ты? – Ты чувствуешь разницу?

ЧЁКАЛА. Ба, ну сколько можно спрашивать одно и то же?

БАБУШКА. Пока не услышу ответ.

ЧЁКАЛА. Ба, не создавай проблемы там, где их нет!

БАБУШКА. Давай, показывай тетради, и я уж сама разберусь, есть там проблемы или нет. Давай, доставай тетради…

 

Он понуро идёт к своему письменному столу и достаёт свою школьную сумку.

 

ЧЁКАЛА. Ба, людям надо доверять! Я же тебе сказал, что всё нормально! (С горечью) Почему ты мне не доверяешь?

БАБУШКА. Я могу посмотреть твои тетради?

ЧЁКАЛА. Ба, ты школу кончила сколько лет назад?

БАБУШКА. Давно.

ЧЁКАЛА. Ты же уже всё забыла! Ты просто ничего не поймёшь!

БАБУШКА. В арифметике и русском как-нибудь разберусь.

ЧЁКАЛА (достав из тетради). Ба, ты сегодня обед готовила?

БАБУШКА. А ты разве его не ел?

ЧЁКАЛА. И в магазин наверно ходила?

БАБУШКА. Ходила.

ЧЁКАЛА. И в квартире, наверное, убиралась?

БАБУШКА. Убиралась, убиралась…

ЧЁКАЛА Ба, ну, пожалей ты себя! Ну, чё ты себя так мучаешь? Убиралась, готовила, в магазин ходила! Меня домой загоняла! Ты должна отдохнуть! Зачем тебе ещё тетради проверять?!

БАБУШКА. Ты считаешь?

ЧЁКАЛА. Конечно! Сейчас папа придёт, и мы с ним разберёмся!

БАБУШКА. Папа сегодня будет очень поздно.

ЧЁКАЛА (в шоке). Опять!!!

БАБУШКА. Он к маме поехал.

ЧЁКАЛА. Опять!! Он же вчера там был!

БАБУШКА. Папа сейчас должен быть рядом с мамой. Просто мы ждали, что мама вчера братика родит, но вчера у неё не получилось.

ЧЁКАЛА. Он что, без папы не родится? Зачем папа там нужен?

БАБУШКА. Чтобы поддержать маму. Так что, если братик родится сегодня ночью, то папа там может вообще всю ночь провести.

ЧЁКАЛА. А на меня что – плевать?! Этот ещё не родился, а про меня уже все забыли! (Он жутко расстроен.)

БАБУШКА (виновато). Ну кто про тебя забыл? С чего ты взял?

ЧЁКАЛА. А чё – нет?! Я вчера тебя просил: скажи папе, что он мне очень нужен! Его три дня дома нет! Всю жизнь говорит, что он мне друг, а сам! (Чуть не плачет.)

БАБУШКА. Вчера он очень поздно пришёл. Я всё сказала… Но он же и мамин друг. И должен быть рядом с ней в трудную минуту.

ЧЁКАЛА. А у меня – не трудная? У меня тоже трудная!

БАБУШКА. Позвони ему…

 

Он идёт в другую комнату и набирает номер. Бабушка  идёт за ним следом.

 

ЧЁКАЛА. Ба, не мешай!

БАБУШКА. Не буду, не буду… (Уходит на кухню.)

ЧЁКАЛА (по телефону). Па! Ты не придёшь? Я тебя два дня жду! (Слушает.) Задача не получается! (Чуть не плача.) Она дурацкая! Про что? – про футбольное поле! Футбольное поле для того, чтобы играть, а не для того, чтобы придумывать про него дурацкие задачи!

БАБУШКА (заглядывая в дверь). Есть будешь?

ЧЁКАЛА. Ба, не мешай!

 

Она скрывается.   Он продолжает говорить по телефону.

 

Юля Юрьевна специально её придумала, чтобы я не решил! Я пытался – не получается! Давай я завтра в школу не пойду. (Слушает.) Тогда Юля Юрьевна меня вызовет! (Слушает.) Хорошо. Ладно. Сейчас. (Кричит.) Ба! Тебя!

 

Входит  Бабушка.

 

БАБУШКА. Ты есть будешь?

ЧЁКАЛА. Не хочу.

БАБУШКА. Тогда иди, чисти зубы.

 

Он уходит. Она берёт трубку.

 

Ну, что? (Слушает.) Вообще сегодня не придёшь? (Вздыхает.) У него в голове один футбол. Сейчас будет больным притворяться, чтобы завтра в школу не идти. А то я его не знаю… Звони. (Кладёт трубку.)

 

Идёт в комнату внука и стелет постель. Входит  Чёкала.

 

БАБУШКА. Поесть не надумал?

ЧЁКАЛА. Нет… (Садится на край кровати.)

БАБУШКА. Что ты уселся? Ложись…

ЧЁКАЛА. Ба, как-то странно, что-то есть не хочется. Совсем-совсем. Всегда хочется, а сегодня вдруг не хочется…

БАБУШКА. Ну, мне, иногда, по целым дням не хочется.

ЧЁКАЛА. Ты – другое дело, а я же расту – и есть не хочется. – Совсем-совсем. – Это о чём говорит?

БАБУШКА. Что пора спать. Ложись...

ЧЁКАЛА (ложась в кровать). Ба, чё-то я себе сегодня не нравлюсь, чё-то мне как-то не так. По-моему, я заболел…

 

Она с улыбкой на него смотрит.

 

Правда! У меня явно температура. Дай градусник.

БАБУШКА (трогая его лоб). Нет у тебя температуры. Спи.

ЧЁКАЛА. А вдруг всего на полградуса выше нормальной?

БАБУШКА (качая головой). Хорошо, давай поставим градусник.

ЧЁКАЛА. И чё-то холодно. (Кутается в одеяло) Не хватает ещё завтра школу пропустить…

 

Она выходит. Он лежит и стонет. Она возвращается с градусником.

 

БАБУШКА (входя). Живой ещё? Сейчас увидим твою температуру. (Ставя ему градусник.) Сейчас градусник всё про тебя расскажет.

ЧЁКАЛА. А почему ты ему веришь, а мне – нет? Чё, без градусника не видно, что я заболел? Я что, не чувствую?

БАБУШКА. А во время футбола ты ничего не чувствовал?

ЧЁКАЛА. Ты мне не веришь?

БАБУШКА. Верю. Но градуснику я верю больше.

ЧЁКАЛА. Она может, сейчас нормальная, но утром поднимется.

БАБУШКА. Может. Но сегодня утром не поднялась. Ждём…

 

Сидят молча.

 

ЧЁКАЛА. Хоть бы сказку пока рассказала...

БАБУШКА. Жили-были старик со старухой, и было у них два сына.  Старший умный, а младшего все считали дураком…

ЧЁКАЛА. Ба, а брат, когда родится, умным будет?..

БАБУШКА (растерянно). Ну…

ЧЁКАЛА. Ба, а от чего зависит, один – умный, а другой – дурак? Только не говори про уроки! Почему у одного получается их учить, а у другого – нет? Хотя он тоже старается?

БАБУШКА. Ну, головы у всех разные… Кому какая досталась.

ЧЁКАЛА. А брату какая достанется?

БАБУШКА. Какую родители выберут, та и достанется… Вот, папа поэтому там… чтобы помочь маме выбрать братику хорошую голову… Дай градусник, хватит… (Смотрит градусник.) Нормальная. Все, спи.

ЧЁКАЛА. А почему папа мне голову выбирать не помогал?

БАБУШКА (растерянно). Он… помогал…

ЧЁКАЛА. Ты сама рассказывала, что когда я родился, он в командировке был! Как он мог помогать, если его не было, как? Почему Мишке родители золотую голову нашли, а вы мне – тупую?

БАБУШКА (растерянно).. С чего ты взял, что у тебя тупая?..

ЧЁКАЛА. Все говорят!

БАБУШКА. Кто все? Разве мы тебе это когда-нибудь говорили?

ЧЁКАЛА. Вы от меня это всю жизнь скрываете!

БАБУШКА. Ну, что ты глупости…

ЧЁКАЛА. Не глупости! Все родители своим детям хорошие выбрали, а вы мне – тупую, какая осталась!

БАБУШКА (испуганно). Да, ты что….Почему это у тебя голова тупая? С чего ты взял?

ЧЁКАЛА (со слезами). Тупая! Я эту дурацкую задачу три раза пытался решить! Они поленились мне нормальную голову найти, а я теперь – мучайся! У других головы думают, а моя – не хочет!

БАБУШКА (растерянно). Да хорошая у тебя голова…

ЧЁКАЛА. У всех головы думают, а моя не хочет! Юля Юрьевна сегодня всех хвалила, а меня нет!.. Ба, а можно голову поменять, а?

БАБУШКА. Как… поменять?

ЧЁКАЛА. На новую! Которая хорошо думает!

БАБУШКА. Ну как голову поменять?.. Нельзя поменять…

ЧЁКАЛА. Почему они какие-то дурацкие стволовые клетки выдумали, а как голову поменять, придумать не могут?!

БАБУШКА. Ну… придумают ещё…

 

Звонит телефон.

 

О, господи! Вдруг папа! (Бежит в другую комнату.)

 

Он какое-то время сидит, затем встаёт и бьёт себя подушкой по голове.

 

ЧЁКАЛА. Тупая! Тупая!! (Подходит к зеркалу). Почему ты думать не хочешь? Почему? (Бьёт кулаком по голове). Совсем обнаглела! Я тебя мороженным кормил? Кормил! Я тебя пирожными кормил? Кормил! А ты! Даже Алина голова контрольную решила! А ты! Тупая!

 

Снова лупит себя по голове и бросается в кровать. Она возвращается.

 

БАБУШКА. Это папа. Привет тебе передаёт. Сказал, что завтра весь вечер будет с тобой, и вы с ним во всём разберётесь.

ЧЁКАЛА. Если брат сегодня родится, вы меня вообще забудете!

БАБУШКА (с иронией). Конечно забудем, зачем нам такой дурак? (Обнимает его и целует.) Ну, что ты глупости говоришь, как мы тебя забудем! Голову поменять – надо же такое придумать! У тебя замечательно умная голова, которая лучше всех играет в футбол.

ЧЁКАЛА. Тупая…

БАБУШКА. Если человек своей головой недоволен, значит, она у него уже умная! Это только дураки – всегда своей головой довольны.

ЧЁКАЛА. Она ничего решать не может…

БАБУШКА. А ты решай чаще! Голова умнеет, когда работает. В футбол у тебя тоже не сразу получалось. Голову тренировать надо задачи решать. Не получилось – снова решай, обязательно получится… Что там за задачу вам Юлия Юрьевна дала?

ЧЁКАЛА. Специально трудную задачу про футбол придумала, чтобы все, кто в футбол играть не умеет, надо мной смеялись.

БАБУШКА. Такая уж и трудная?

ЧЁКАЛА. Очень...

БАБУШКА. Трудных задач нет, есть только наш страх, что она трудная. Ты же сегодня забил гол из трудного положения?

ЧЁКАЛА. Забил….

БАБУШКА. Ты разве в эту минуту думал, что это трудно? Нет. А если бы, вместо того, чтобы стараться забить, ты бы стал думать: трудно это или нет, – разве ты забил бы?

ЧЁКАЛА. У меня бы мяч отняли.

БАБУШКА. Вот видишь. У тебя потому и не отняли, что ты был уверен, что у тебя получится. Когда человек не думает трудно это или нет – у него всё и получается. И у тебя получится.

ЧЁКАЛА. Ты думаешь, она будет умная?

БАБУШКА. А куда ей деться, если ты захочешь? (Укрывает его.) Завтра и начинай её тренировать, и всё получится. Договорились?..

 

Пауза. Он перестаёт всхлипывать.

 

ЧЁКАЛА. Ба, а почему в жизни волшебниц не бывает?

БАБУШКА. А тебе зачем? Голову поменять?

ЧЁКАЛА. Ага.

БАБУШКА (глядя его по голове) Ну, считай, тебе повезло. Я в молодости хорошей волшебницей была. Будешь меня слушаться, будет тебе новая голова.

ЧЁКАЛА. Да, ну, тебя!

БАБУШКА. Ты что, мне не веришь?

ЧЁКАЛА. Какая ты волшебница!

БАБУШКА. Очень даже волшебная. Всё, спи. Каждый человек сам себе волшебник. Если захочет. Спи, отдохнёшь – и всё получится. Спи. (Целует его, идёт к двери, гасит свет и выходит.)

 

Музыка, сцена освещается «волшебным» светом. Чёкала  просыпается и садится.  Входит  Волшебница. Пауза, они смотрят друг на друга.

 

ЧЁКАЛА. А вы кто?

ВОЛШЕБНИЦА. Я? (Улыбаясь.) Неужели не ясно? – Волшебница.

ЧЁКАЛА. Чё, правда?!

ВОЛШЕБНИЦА. Да.

ЧЁКАЛА. Настоящая?!

ВОЛШЕБНИЦА. А волшебницы только настоящие бывают. Если не настоящая, то и не волшебница.

ЧЁКАЛА. А чё вы можете?

ВОЛШЕБНИЦА. Я? – Всё.

ЧЁКАЛА. Всё-всё?!

ВОЛШЕБНИЦА. Всё-всё. А ты кто? Как тебя зовут?

ЧЁКАЛА. Вообще-то я Никита Синицын из пятого-бэ, но дома меня все Чёкала зовут…

ВОЛШЕБНИЦА. Чёкала?.. Странное имя. А за что же, Никита Синицын, тебя так прозвали?

ЧЁКАЛА. Я когда маленький был всё время спрашивал. это чё? это чё? это чё? Поэтому и прозвали.

ВОЛШЕБНИЦА. Понятно, Никита Синицын. Значит, ты у нас очень умный мальчик. Тогда и я тебя буду Чёкалой звать.

ЧЁКАЛА (удивлённо). А почему вы думаете, что я умный?

ВОЛШЕБНИЦА. Как почему? Малыши, которые всё время спрашивают: это чё? это чё? – всегда очень умными вырастают.

ЧЁКАЛА (печально). Нет. Не всегда…

ВОЛШЕБНИЦА. Неужели бывают исключения?

 

Он уныло кивает.

 

Да ты чё?!

ЧЁКАЛА. Бывают. Я – дурак.

ВОЛШЕБНИЦА. Надо же! А сразу и не скажешь. А ты не врёшь?

ЧЁКАЛА (горько). Не-е... У меня голова тупая. Я задачу решаю-решаю, решаю-решаю, а она не решается!

ВОЛШЕБНИЦА. Может, ты очень мало времени решаешь?

ЧЁКАЛА. Нет, очень много. Иногда даже минут десять.

ВОЛШЕБНИЦА. Да ты чё?! Неужели так долго?

ЧЁКАЛА. Ага. Просто мне такая голова досталась. Так-то я мальчик ничего – энергичный, шустрый, но с головой – беда! Бьюсь с ней, бьюсь, а она всё такая же…

ВОЛШЕБНИЦА. Бедный! Как же так? Кто же в этом виноват-то?

ЧЁКАЛА. Родители… Когда надо было голову выбирать, мама на бабушку понадеялась, бабушка – на маму, а папа вообще в командировку уехал.

ВОЛШЕБНИЦА. Упустили, значит, сына?

ЧЁКАЛА (горько). Упустили… Такой разносторонний мальчик мог получиться – и спортсмен, и математик, и языки бы знал… Сами теперь мучаются-мучаются, но уж поздно…

ВОЛШЕБНИЦА. Да… Значит, ты сам себе не нравишься?

ЧЁКАЛА (горько). А кому двоечник понравиться может?

ВОЛШЕБНИЦА. Это точно… Что ж теперь делать-то?...

ЧЁКАЛА. Вот если бы встретить такую волшебницу, которая могла бы мне голову заменить. У вас такой знакомой нету?

ВОЛШЕБНИЦА. Зачем знакомые? Я и сама могу. У меня в волшебной стране целая фабрика, где новые головы делают. Хочешь, возьму тебя с собой? Может, подберём там тебе другую голову.

ЧЁКАЛА (потрясённо). Правда? Вы можете мне её поменять?

ВОЛШЕБНИЦА. Какие проблемы... Но только имей в виду. В моей стране закон очень строгий. Уйти от нас можно только с более умной головой, чем та, с какой пришёл. Иначе тебя оттуда не выпустят.

ЧЁКАЛА. Так я же это и хочу!

ВОЛШЕБНИЦА. И второе. Поменять голову можно только один раз. Обратно прежнюю твою голову я тебе поставить не смогу.

ЧЁКАЛА. Я согласен!

ВОЛШЕБНИЦА. Что ж… тогда ты должен будешь дать сейчас страшную-престрашную клятву, что ты согласен.

ЧЁКАЛА (шёпотом). И скрепить её своей кровью?

ВОЛШЕБНИЦА. Гораздо страшнее. (Страшным голосом) Чтобы скрепить эту клятву, ты должен будешь съесть эту шоколадку. (Достаёт шоколадку.) Клянись, что готов принять мои условия!

ЧЁКАЛА. Клянусь! (Хочет взять шоколадку.)

ВОЛШЕБНИЦА. Не спеши, сначала всё же подумай.

ЧЁКАЛА. А чё моей головой думать-то?! – Только время терять!

ВОЛШЕБНИЦА. И, правда. Ну, ладно. Тогда, если ты согласен с моими условиями – на, ешь! (Даёт ему шоколадку.)

ЧЁКАЛА (ест шоколадку). Вкусная!

ВОЛШЕБНИЦА. Её обязательно надо съесть всю.

ЧЁКАЛА (доев шоколад) Если надо – я ещё готов съесть.

ВОЛШЕБНИЦА. Хватит. Ну, чё, Чёкала, полетели?…

ЧЁКАЛА. Мы даже полетим туда?!

ВОЛШЕБНИЦА. Конечно… (Берёт его за руку.)

 

Свет гаснет. Они улетают. Звучит музыка. Квартира превращается в волшебную страну.  Входят  Чёкала и  Волшебница.

 

ВОЛШЕБНИЦА. Ну, вот, мы и прибыли.

ЧЁКАЛА (глядя по сторонам). Ух ты! Это и есть ваша фабрика?

ВОЛШЕБНИЦА. Да...

ЧЁКАЛА. А как вы умные головы делаете?

ВОЛШЕБНИЦА. Ну, слушай. Всё начинается с лентяйного цеха. Вот тут. Сюда поступают лентяи-двоечники, которые недовольны своими головами и хотят их поменять. Вон их сколько, смотри!

 

Освещается зрительный зал.

 

ЧЁКАЛА (глядя в зал). Уж ты! Это чё, всё двоечники?!

ВОЛШЕБНИЦА. Да хватает вашего брата. Пошли дальше…

 

Подводит его к креслу, сильно напоминающему зубоврачебное.

 

Тут цех отвёрточной сборки. Из двоечников сажают в это кресло, где им отвёртывают головы и привёртывают новые. Садись! Сейчас на своей голове всё увидишь...

ЧЁКАЛА (испуганно). Чё, сразу садиться?!

ВОЛШЕБНИЦА. А чё тянуть-то?..

ЧЁКАЛА (после паузы). А чё спешить-то?! Дайте, я сначала своей головой подумаю о том, что вы мне рассказали.

ВОЛШЕБНИЦА. А что твоей думать? – Только время терять.

ЧЁКАЛА А давайте немного потеряем! Вы ещё не всё рассказали.

ВОЛШЕБНИЦА. Ну, ладно... Значит, тут мы голову отвёртываем и новую привёртываем. И двоечник сразу становится отличником.

ЧЁКАЛА. Чё, вот так сразу и отличник?!

ВОЛШЕБНИЦА. Конечно. За минуту! Садись!

ЧЁКАЛА. Нет-нет!! Ещё расскажите… А старую голову вы куда деваете – выкидываете?

ВОЛШЕБНИЦА. Зачем? – На поумнение направляем. (Выдвигает ящик.) Вон их сколько… И в каждую надо вложить знания.

ЧЁКАЛА. Чё, как в банку?

ВОЛШЕБНИЦА. Не поняла...

ЧЁКАЛА. Ну, как огурцы солят. Их в банку напихают. Вы так же? Страницы из учебников пихаете прямо в голову?

ВОЛШЕБНИЦА Нет, голова постепенно наполняется. Через уши, которые внимательно слушают, через глаза, которые внимательно смотрят... Все головы по-разному. Но это всё не быстро.

ЧЁКАЛА. Чё, так же долго, как в школе?!

ВОЛШЕБНИЦА. Конечно… Сначала голова математику за первый класс проходит, потом – за второй, третий, четвёртый, и так далее...

ЧЁКАЛА. И чё они, столько лет мучаются?

ВОЛШЕБНИЦА. А чё тут ещё делать-то? Отвлекаться не на что: футбола нет, игр нет – только учись. Но это же ты не сам мучаешься. Тебе же ставят голову уже полную знаний и умений. Тебе и надо-то –всего минуту в кресле посидеть. Минута – и у тебя в голове отличные знания по математике за пять классов. Поди, плохо?

ЧЁКАЛА. А за десять, можно?

ВОЛШЕБНИЦА. Можно и за десять. Садись.

ЧЁКАЛА. Нет, нет! – Ну, чё вы всё спешите?! Мне так интересно, как у вас тут всё устроено, а вы….

ВОЛШЕБНИЦА. Да я уж всё рассказала. Голова двоечника проходит цикл обучения и превращается в голову отличника. После этого мы её привёртываем новому двоечнику. Он сразу становится отличником, а его голова идёт на обучение. Вот и всё. Садись.

ЧЁКАЛА. Ну чё вы всё спешите, тётенька волшебница?!

ВОЛШЕБНИЦА. Ты же у меня не один такой. Мне за день, знаешь, сколько двоечников надо отличниками сделать? Да и спросил ты уже всё. Твоя тупая голова уже больше никаких вопросов не придумает.

ЧЁКАЛА. Придумает!

ВОЛШЕБНИЦА. Ну, попробуй.

ЧЁКАЛА. А это… готовых голов у вас много? Ну, умных?

ВОЛШЕБНИЦА. Хороший вопрос...

ЧЁКАЛА. И где они хранятся? И какие условия для их хранения?

ВОЛШЕБНИЦА. Хранятся? – На складе готовой продукции. Иди сюда. Смотри. (Выдвигает несколько ящиков.)

ЧЁКАЛА. Ух, ты!... (Смотрит). И чё, все умные?

ВОЛШЕБНИЦА. А то... Только к шее приверни – сразу пойдут пятёрки получать, олимпиады выигрывать и в конкурсах побеждать….

ЧЁКАЛА. А чё они в шапках? Чё, я тоже в шапке буду?

ВОЛШЕБНИЦА. Зачем? Когда её привернут, шапку можно снять… В шапках хранить удобнее, и не бьются, и им привычнее.

ЧЁКАЛА. И чё, я любую могу выбрать?

ВОЛШЕБНИЦА. Какую скажешь, ту и прикрутим. Тебе голова для чего больше нужна?

ЧЁКАЛА. У меня это… с математикой плохо. Моя голова – столько с ней бьюсь! – совсем задачи решать не хочет.

ВОЛШЕБНИЦА. Ясно. (Выдвигает новый ящик.) Вот, весь этот ящик – математические головы. Тебе какую?

ЧЁКАЛА. А это… у меня ещё с этим… с русским плохо.

ВОЛШЕБНИЦА. И такие есть. (Выдвигает ящик.) Вон, их сколько!

ЧЁКАЛА. А ещё это… английский…

ВОЛШЕБНИЦА. Эти и русский и английский знают. Говори, какую. Через минуту так по-английски заговоришь, сам заслушаешься.

ЧЁКАЛА. А это… ну, нельзя сначала увидеть, как это будет?

ВОЛШЕБНИЦА. Хочешь посмотреть, как они на шее смотрятся?

ЧЁКАЛА. Ага!.. Вы же сами сказали, что на мою шею только один раз можно голову пересадить, – а вдруг она мне не пойдёт?

ВОЛШЕБНИЦА. Ну, давай сначала показ моделей посмотрим.

ЧЁКАЛА. А можно?

ВОЛШЕБНИЦА. Садись... (Указывает на зубоврачебное кресло.)

ЧЁКАЛА. Нет! Я лучше тут! (Садится на стул.) Тут лучше видно.

ВОЛШЕБНИЦА. Ну, если лучше... Смотри… (Хлопает в ладони.)

 

Музыка. Высвечивается подиум. На подиум выходит  Первый умник.

 

Это голова – модель пятого класса! Имеет высокую скорость чтения и грамотность на отлично в объёме пяти классов. Знает все правила. Предыдущая такая модель стала первым учеником по русскому языку.

ЧЁКАЛА. Ух, ты!

ВОЛШЕБНИЦА. Кроме этого знает все необходимые слова по английскому языку. Даже те, которые ты поленился выучить.

ЧЁКАЛА. Ух, ты!

 

На подиум выходит  Второй умник.  Идёт, гордо поворачивая голову.

 

ВОЛШЕБНИЦА. Это моя гордость – последняя наша разработка. Объём головы пять литров. Несмотря на то, что считается моделью пятого класса, показывает высочайшую скорость решения всех математических задач в объёме семи классов.

ЧЁКАЛА. Да вы чё!

ВОЛШЕБНИЦА. Это не всё! Способна занять первое место в олимпиаде по математике аж за шестой и седьмой классы.

ЧЁКАЛА. Ух, ты!

ВОЛШЕБНИЦА. Ну, говори, какую берёшь. И через минуту…

ЧЁКАЛА. Тётенька волшебница! А можно как-то проверить, как они работают? Вдруг в них что-то не так?

ВОЛШЕБНИЦА. Проверяй! Можешь поговорить с ними.

ЧЁКАЛА. Чё и поговорить можно?

ВОЛШЕБНИЦА. Конечно. Можно даже дать любое задание. Вдруг, что не так. Заменить-то тебе её я уже не имею права.

 

Чёкала подходит к Умникам, внимательно рассматривает их со всех сторон, затем осторожно стучит по голове Второго умника

 

ЧЁКАЛА Голова, ты чё, правда, всё по математике знаешь?

ВТОРОЙ УМНИК. (гордо). Всё! Во мне есть таблица умножения, теоремы и правила, признаки делимости, действия с обыкновенными и десятичными дробями, проценты! А также, основы алгебры!

ЧЁКАЛА (растерянно на него глядя). Ты хоть понял, чё сказал?

ВТОРОЙ УМНИК (задирая нос). Конечно!

ЧЁКАЛА (волшебнице). Он, чё, правда, всё это понимает?

ВОЛШЕБНИЦА. Проверь. Тебе пользоваться, тебе и проверять.

ЧЁКАЛА (взяв со стола учебник и тетрадь, Умнику). Ну-ка реши мне задачи по математике – с двадцать пятой по тридцать пятую.

ВТОРОЙ УМНИК. Какие проблемы! (Садится и решает.)

 

Чёкала подходит к Первому умнику, внимательно рассматривает его голову, затем осторожно стучит по ней.

 

ЧЁКАЛА. Голова-голова, а ты чё, всё по русскому знаешь?

ПЕРВЫЙ УМНИК. Всё. Правильное написание всех слов, правила русского языка. На отлично разбираюсь в приставках, корнях, окончаниях, суффиксах, а также в префиксах, пуфиксах и муфиксах.

ЧЁКАЛА. Чё-чё?

ПЕРВЫЙ УМНИК (гордо). Это проходят в более старших классах.

ЧЁКАЛА. И чё, я это тоже всё знать буду?

ВОЛШЕБНИЦА. Ровно через минуту, после пересадки головы.

ЧЁКАЛА (взяв со стола тетрадь). А ну-ка, проверь, есть у меня тут ошибки или нет?

ПЕРВЫЙ УМНИК. Какие проблемы! (Открывает тетрадь и начинает исправлять ошибки; видно, что ошибок много.)

ЧЁКАЛА. Ух, ты!

ПЕРВЫЙ УМНИК. Дай чистую тетрадь! Я всё перепишу.

ЧЁКАЛА. Ты чё, ещё и всё перепишешь?

ПЕРВЫЙ УМНИК. Не могу видеть эту грязь! (Переписывает).

 

Заканчивает, и протягивает Чёкале тетрадь.

 

На! Вот такими теперь будут твои тетради!

ЧЁКАЛА. Чё, ты уже всё переписал? (Смотрит тетрадь) Ух, ты!

ВОЛШЕБНИЦА (заглянув в тетрадь). Надо же, Чёкала, как ты аккуратно писать стал.

ЧЁКАЛА. А вдруг тут ошибки?

ПЕРВЫЙ УМНИК. Проверяй. Сколько ошибок найдёшь, столько я тебе мороженого куплю,.(Снова задирает нос).

 

К Чёкале подходит Второй умник и протягивает тетрадь и учебник.

 

ВТОРОЙ УМНИК. Всё решил, держи.

ЧЁКАЛА. Чё, уже?

ВТОРОЙ УМНИК. Это разве задачи!

ЧЁКАЛА. И чё, всё правильно?

ВОЛШЕБНИЦА. У нас качественно работают.

ВТОРОЙ УМНИК. Можешь проверить.

ЧЁКАЛА (глядя в тетрадь, но ничего не понимая). Вообще-то ничего…. Но вдруг это… ну… учительнице не понравится?

ВОЛШЕБНИЦА. Юле Юрьевне?

ЧЁКАЛА. Ага!

ВОЛШЕБНИЦА. Сейчас мы её вызовем.

ЧЁКАЛА. Вы чё, и это можете?

ВОЛШЕБНИЦА. Я же волшебница! (Произносит заклинание). Суффикс-префикс-муфикс-пуфикс!

ЧЁКАЛА (пытаясь её остановить). Не надо!

 

Но Волшебница хлопает в ладоши, и свет гаснет. Когда он зажигается, за столом сидит  Юля Юрьевна. Она внимательно и строго смотрит на Чёкалу.

 

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА Ну, что, Никита Синицын, – позор нашего класса и всей школы! Мальчик, который использует голову только для того, чтобы биться ей о футбольный мяч! Зачем ты меня побеспокоил?

 

Чёкала, дрожа от страха, подходит к столу и кладёт на него тетрадь.

 

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА (не глядя на тетрадь). Это что?

ЧЁКАЛА. Тетрадь по русскому.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. И ты хочешь, чтобы я посмотрела эту грязную-прегрязную тетрадь, где нет ни одного правильно написанного слова?

ЧЁКАЛА. А вы посмотрите, Юля Юрьева. Про ошибки не мне судить, а почерк я уже исправил.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Ха-ха-ха! Он исправил свой почерк! Ха-ха! Да твой почерк нельзя исправить! Ты пишешь, как курица лапой!

ЧЁКАЛА. Вы всё-таки гляньте…

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА (смотрит). Ах! Синицын! Это не твоя тетрадь!

ЧЁКАЛА. Там, Юля Юрьевна, написано, чья это тетрадь.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА (глядя на обложку). Никиты Синицына! Не может быть! А ошибки есть?

ЧЁКАЛА. Не знаю, Юля Юрьевна. Я так старался почерк исправить, что даже не успел проверить.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Что ж, давай я проверю… (Листает тетрадь) Ни одной ошибки! (Смотрит на него.) Это ты, Никита Синицын?

ЧЁКАЛА (скромно опуская глаза). Я, Юля Юрьевна...

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Не может быть!

 

Чёкала протягивает ей вторую тетрадь.

 

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА (испуганно на него глядя). А это что?

ЧЁКАЛА. Тетрадь по математике.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. И математика… (Осторожно берёт тетрадь.)

ЧЁКАЛА Может, там что неправильно, я не проверял. Просто, вчера в футбол играли, получил пас, одного обвёл, второго, третьего, во вратарскую врываюсь – и так вдруг захотелось задачи порешать: со страшной силой! Даже гол забивать не стал. Прямо во вратарской на мяч сел, и все задачи – с двадцать пятой по тридцать пятую! Пока бабушка с балкона не заорала, чтобы домой шёл! Поэтому даже проверить не успел. Всё равно, думаю, Юля Юрьевна проверит.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Так, сидя на мяче, и решал?

ЧЁКАЛА (скромно опуская голову). А куда я без мяча-то?

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Ну, давай, проверю… (Проверяет) Смотри-ка, всё правильно! (В восторге.) Ну, ты и молодец, Никита Синицын!

ЧЁКАЛА (скромно опуская голову). Стараюсь…

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. И русский, и математика. А по английскому как?

ЧЁКАЛА. Не садился пока, Юля Юрьевна. Так русским и математикой увлечён был...

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Да что тебе английский – с твоей-то головой!

ЧЁКАЛА. Я тоже так думаю.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Ты в следующий раз, вместо того, чтобы угловой подавать, английский сядь делать.

ЧЁКАЛА. Я так и решил – одним угловым пожертвую.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Какой ты молодец! Как же тебе это удалось?

ЧЁКАЛА. Стараюсь, Юля-Юрьевна, стараюсь, и всё.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Это же так сложно! Ты бы, Никита Синицын, рассказал мне, как ты свою голову такой умной сделал. Чтобы я могла и другим двоечникам объяснить, что им делать надо.

ВОЛШЕБНИЦА. Расскажи, Чёкала, расскажи, поделись опытом.

ЧЁКАЛА. Ну, обыкновенно...  Ну, короче… (Второму умнику) Чё, молчишь? Рассказывай, как мы с тобой этого добились, а то я забыл.

ВТОРОЙ УМНИК Очень просто, Юля Юрьевна. Проснусь утром, и сразу вместо зарядки – задачки решать. Сначала не очень сложную. Потом – посложнее, потом ещё сложнее. Надо приучить голову к тому, чтобы цифры в голове сами складывались. Потом теорему какую-нибудь докажу. А потом сижу и считаю-считаю, считаю-считаю…

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Молодец, Никита Синицын! А по русскому как?

ЧЁКАЛА (Первому умнику). Давай, не молчи!

ПЕРВЫЙ УМНИК. А я утром встану и читать начинаю. И читаю-читаю, читаю-читаю! Пока не зачитаюсь. А как зачитаюсь, сажусь писать. И пишу-пишу, пишу-пишу, пока не запишусь. А как только запишусь, сажусь правила и новые слова учить. И учу-учу, учу-учу, пока не заучусь. И так каждый день.

ЧЁКАЛА. Трудом, Юля Юрьевна, всё – упорным трудом! Я и головой по мячу так бить учился. Целый день бью-бью, бью-бью, пока бабушка с балкона не заорёт. Голова, Юля Юрьевна, так устроена, что, чтобы что-то получалось, её всё время тренировать надо.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Может и мне попробовать? – А?

ЧЁКАЛА. Конечно. Утром встали. Ставите мяч на голову и ходите-ходите, ходите-ходите, чтобы он как можно дольше не падал. Потом переходите к ударам головой. И мячом о стенку, о стенку, о стенку! Через месяц увидите – у вас голова не хуже моей будет.

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Спасибо тебе, Никита Синицын. Подойди ко мне, я твою умную голову погладить хочу.

 

Оба умника  направляются в её сторону.

 

ЧЁКАЛА А вы-то чё? Вас, чё ли, звали? (Идёт к учительнице и подставляет свою голову.)

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА (гладя его). Золотая у тебя голова, Никита Синицын. В ней столько сейчас знаний, что иногда кажется, что у тебя не одна голова, а сразу несколько. И все умные-преумные.

ЧЁКАЛА. Мне и самому иногда так кажется… Юля Юрьевна, а вы говорили, чтобы родители в школу пришли. Теперь не надо?

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Зови, зови! Я им тебя хвалить буду!

ЧЁКАЛА. Да зачем, Юля Юрьевна! Я теперь в себе ещё и скромность тренировать начал…

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Как скажешь, Никита Синицын. Ты теперь для меня во всём авторитет. Может, в городской олимпиаде по математике выступишь? Надо бы честь школы защитить.

ЧЁКАЛА. А призы будут?

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Да. Первый приз – ноутбук, второй – велосипед.

ЧЁКАЛА. А сказу два приза выиграть можно?

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. С твоей-то головой –  хоть три!

ЧЁКАЛА. Согласен. Честь школы надо защитить. (С важным видом отходит от учительницы.)

ВОЛШЕБНИЦА. Ну, что, Никита Синицын, как тебе мои головы?

ЧЁКАЛА (важно) Неплохо работают, неплохо. Хорошие головы растите, тётенька Волшебница, хорошие. Надо как-то распространять ваш опыт. Стране нужны хорошие головы.

ВОЛШЕБНИЦА. Стараюсь. Ну, что, берёшь?

ЧЁКАЛА. Беру. Эти две беру. Заверните.

ВОЛШЕБНИЦА. Как это заверните?

ЧЁКАЛА. Ну, как у вас принято их заворачивать – в шапки. Или пусть лучше вот так со мной ходят, как сейчас.

ВОЛШЕБНИЦА. Нет, Чёкала, так нельзя.

ЧЁКАЛА. Почему?

ВОЛШЕБНИЦА. Это они только тут, в волшебном царстве так ходить могут, а там, где ты живёшь, – нет.

ЧЁКАЛА. А чё тогда делать?

ВОЛШЕБНИЦА. Как что? Я же тебе сказала. Садишься в кресло, твою голову снимаем и отправляем на обучение, а вместо неё, любую из этих привёртываем. Ты какую выбрал?

ЧЁКАЛА. А вы как-нибудь наколдуйте, чтобы они со мной ходили.

ВОЛШЕБНИЦА. Пробовала – не получается...

ЧЁКАЛА. А давайте, пока я с одной из этих голов похожу, вы мою голову всему научите, и потом её снова мне поставите.

ВОЛШЕБНИЦА. Пробовала – не получается: не прирастает голова во второй раз, на землю падает. Так что твоя голова здесь остаётся, а как поумнеет, я её какому-нибудь двоечнику пересажу. Так что, давай, выбирай. Уйти отсюда с тупой головой ты не можешь, клятву нельзя нарушать. Клятву-то свою помнишь?

 

Он испуганно на неё смотрит.

 

У тебя по какому предмету хуже – по математике или по русскому? Тебе какая их этих голов больше нужна?

 

Он не знает, что делать.

 

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА (листая его тетрадь). Никита Синицын, а я что-то тут не вижу решения моей трудной задачи…

ВОЛШЕБНИЦА (Чёкале). Что за задача?

ЧЁКАЛА (Волшебнице). Про футбольное поле. Очень трудная. Я мою голову несколько раз заставлял её решать, но она не смогла.

ВОЛШЕБНИЦА. Так что тогда думать? – Давай математическую голову тебе и пересадим.

ЧЁКАЛА. А пусть она сначала эту задачу решит!

ВОЛШЕБНИЦА. Хорошо.

ЧЁКАЛА. Тогда я сейчас! (Бежит к учительнице.) Юля Юрьевна, я сейчас мигом эту задачу решу!

ЮЛЯ ЮРЬЕВНА. Я горжусь тобой, Никита Синицын. (Встаёт из-за стола и отдаёт ему его тетрадь.) А как решишь, сразу зайди в учительскую. Пусть все учителя увидят, какой ты у нас умный. Пойду позову их… (Уходит.)

ЧЁКАЛА (протягивая тетрадь Умнику). Решишь эту задачу?

ВТОРОЙ УМНИК. Какие проблемы! (Важно) Нет такой задачи, которую я бы не смог решить! Где условие задачи?

ЧЁКАЛА. Вот...

ВТОРОЙ УМНИК (читает). «Футбольное поле…» (Смотрит на Чёкалу) А что это такое – футбольное поле?

ЧЁКАЛА. Ты чё? Это поле, где играют в футбол!

ВТОРОЙ УМНИК. А чё такое футбол?

ЧЁКАЛА. Ты чё, не знаешь?! Ты чё, по телику футбол не видел?

ВТОРОЙ УМНИК. Не-а… А зачем мне? Я только задачи решаю…

ВОЛШЕБНИЦА (подходя к ним). У меня, Чёкала, специалисты в узких областях… Но ты ему объясни, он всё поймёт. (Гладит голову Умника.) Это очень умная голова.

ЧЁКАЛА (умнику). Ну, футбол – игра, в неё играют две команды.

ВТОРОЙ УМНИК. Ясно. Два – это чётное число.

ЧЁКАЛА. В каждой команде по 11 человек. Понятно?

ВТОРОЙ УМНИК. А что не понять? 11 – это простое число.

ЧЁКАЛА. Что значит простое?

ВТОРОЙ УМНИК. Делится только на себя и на единицу.

ЧЁКАЛА. Чё-чё?..

ВТОРОЙ УМНИК. У числа одиннадцать нет признаков деления на два. Потому что для того, чтобы делиться на два, число должно заканчиваться чётной цифрой или нулём.

ЧЁКАЛА. Чё-чё?...

ВТОРОЙ УМНИК. И на три одиннадцать тоже не делится. Потому что признак деления на три, это когда сумма чисел делится на три. Например, число двенадцать делится на три, потому что сумма единицы и двойки в числе двенадцать делится на три.

ЧЁКАЛА. Какие двенадцать! В футбольной команде 11 игроков!

ВТОРОЙ УМНИК. Я понял, рассказывай дальше.

ЧЁКАЛА. А ты не сбивай! Признаки делимости какие-то! Напридумают!.. Короче… когда ты играешь в футбол, ты должен забить мяч в ворота. Та команда, которая забьёт больше голов, выиграла. Команды играют….

ВТОРОЙ УМНИК (перебивая). А головы тут при чём?

ЧЁКАЛА. Какие головы?

ВТОРОЙ УМНИК. Ты сказал: та команда, которая забьёт больше голов! – Головы тут при чём? Разве их можно куда-то забить?

ЧЁКАЛА. Ты чё тупой?! Если мяч влетает в ворота – это гол! Не голова, а гол! Кто больше забьёт, тот выиграл! Что не понятно?

ВТОРОЙ УМНИК. Теперь понятно. А почему мяч летает? На нём что, реактивный двигатель стоит?

ЧЁКАЛА. Ну, ты тормоз! Футбол – это такая игра, в которую играют мячом. Смотри!.. (Достаёт из-под кровати мяч.) Надо ногой забить мяч в ворота. Вот это ворота! (Показывает на кровать) И надо забить в них мяч! Вот так! (Бьёт по мячу, тот влетает в ворота.)  Гол!!! Один – ноль! Понял?

ВТОРОЙ УМНИК. А что тут не понять – десять.

ЧЁКАЛА. Какие десять? Один – ноль!

ВТОРОЙ УМНИК. Правильно! Один и ноль – это десять!

ЧЁКАЛА. Ты чё, совсем?! Один – ноль! Это значит, что я забил один гол, а ты – ничего не забил! То есть – ноль! Чтобы счёт стал один – один, ты тоже должен забить! Подожди! (Достаёт мяч из-под кровати и ставит его перед Умником.) Ты должен ударить ногой по мячу так, чтобы он попал в ворота. Тогда счёт будет один – один.

ВТОРОЙ УМНИК (машинально). Одиннадцать…

ЧЁКАЛА Бей! Размахнись – и бей! Бей, говорю!!

 

Умник бьёт, но по мячу не попадает и падает.

 

Ты чё, даже по мячу попасть не можешь?! Ну, ты – отстой!

 

Умник встаёт и задумчиво смотрит на мяч.

 

Смотри! Там – ворота. Я, обвожу трёх защитников, врываюсь в штрафную и бью в нижний угол! (Бьёт.) Гол!! Два – ноль!! Ты понял?!

ВТОРОЙ УМНИК (задумчиво). Понял: два и ноль – это двадцать…

ЧЁКАЛА (поворачиваясь к Волшебнице). Он чё – дебил?!

ВОЛШЕБНИЦА. Он – настоящий математик!

ЧЁКАЛА (Умнику). О чём ты думаешь? Ты меня хоть слышишь?

ВТОРОЙ УМНИК (подняв голову, Чёкале). Слушай, я что сейчас понял – одиннадцать, оказывается, такое, интересное число! Смотри, что я про него понял! (Идёт к школьной доске и берёт мел.)

ЧЁКАЛА. Ты не то понял! – Одиннадцать просто играют в футбол за свою команду! – И всё! Их просто одиннадцать человек!

ВТОРОЙ УМНИК. Нет, одиннадцать – не просто одиннадцать! Это очень интересное число! Смотри, как здорово! Например, если тебе надо умножить какое-то число на одиннадцать, то произведение можно посчитать очень простым способом: ты берёшь две крайние цифры умножаемого, и между ними вписываешь их сумму. Например, тебе надо умножить на одиннадцать число тринадцать… (Пишет на доске 13)… после умножения его на одиннадцать мы получаем сто сорок три! (Пишет 143.) Как мы получили эту цифру? – Да просто! Четвёрка, которая появилась между единицей и тройкой в цифре тринадцать – это сумма единицы и тройки – три плюс один равно четыре! А если ты хочешь умножить на одиннадцать пятнадцать… (Пишет)…то у тебя получится сто шестьдесят пять. эта шестёрка получается от сложения единицы и пятёрки!

ЧЁКАЛА (чуть не плача). Футбол, это просто игра! когда играют одиннадцать на одиннадцать!!! Понятно?!

ВТОРОЙ УМНИК. Одиннадцать на одиннадцать? – Элементарно! Сто двадцать один! Слушай, Никита Синицын, с тобой так интересно!

ЧЁКАЛА (Волшебнице). Он чё – дебил?!..

ВТОРОЙ УМНИК. Чёкала, какую ты мне красивую задачу подсунул! Я согласен быть твоей головой! (Волшебнице) Тётенька Волшебница, быстрей меня на его шею пересаживайте! Мы с ним сразу такие задачи решать начнём!

ЧЁКАЛА. Какие задачи?! – Мы будем играть в футбол!

ВТОРОЙ УМНИК. Какой футбол? – мы будем решать задачи!!

ЧЁКАЛА. Какие задачи? – мы будем играть в футбол!!!

ВТОРОЙ УМНИК. Да ты через минуту забудешь про свой футбол!

ЧЁКАЛА. Это я забуду?!!

ВТОРОЙ УМНИК. Ты! Ты ведь даже по мячу попасть не сможешь!

ЧЁКАЛА. Это я не смогу?!.. (Испуганно смотрит на Волшебницу.) Тётенька Волшебница, я не понял… Если вы мне эту голову пересадите, я чё, – как он в футбол буду играть?..

ВОЛШЕБНИЦА. Конечно…

ЧЁКАЛА. Я чё, даже по мячу попасть не смогу?!

ВОЛШЕБНИЦА. А зачем? Ты же во всём, таким, как он станешь. А как иначе? У тебя же в голове будет то же самое, что и у него.

ВТОРОЙ УМНИК. Мы с тобой столько задач нарешаем! Тётенька Волшебница, ну, пересаживайте меня скорее на его шею!

ЧЁКАЛА (умнику). Уйди! Навязался на мою шею! (Волшебнице) Это чё, правда?! Я чё, разучусь в футбол играть?

ВОЛШЕБНИЦА. Конечно, правда. Твоя же голова здесь останется.

ЧЁКАЛА. При чём тут голова?

ВОЛШЕБНИЦА. А где, все твои футбольные умения и знания хранятся? – В голове. Всё, что люди умеют, хранится в их головах.

ЧЁКАЛА. Это чё?! Я столько учился в футбол играть! Столько старался, столько сил потратил! И всё это куда-то денется?!

ВОЛШЕБНИЦА. Почему денется? Не бойся, это не пропадёт.

ЧЁКАЛА. Как не пропадёт, когда вы сказали, что пропадёт?!

ВОЛШЕБНИЦА. Послушай… Твоя голова вместе с теми знаниями и умениями, которые в ней есть, остаётся здесь. Я передаю её в математический цех, и там её учат математике. Потом я ставлю эту голову очередному двоечнику. И он сразу становится не только отличником по математике, но и отличником по футболу.

ЧЁКАЛА (в шоке). То есть, если к вам придёт Колька Минаев, и вы ему мою голову поставите, то он как я будет в футбол играть?!

ВОЛШЕБНИЦА. Да, все твои умения перейдут к нему, ничего не пропадёт.

ЧЁКАЛА. То есть Колька без труда хорошим футболистом станет?

ВОЛШЕБНИЦА. Конечно.

ЧЁКАЛА. Без труда получит всё, чему я столько учился?

ВОЛШЕБНИЦА. А что ты возмущаешься? Ты ведь тоже без труда отличником по математике станешь. К тебе перейдёт всё, что в этой голове есть. (Показывает на Второго умника.) Не хочешь Кольке – кому-нибудь другому твою голову отдам. Знаешь, сколько таких, кто сам тренироваться не хочет, а хвастаться, что он классный футболист, хочет? Кому-нибудь их них твою голову отдам.

ЧЁКАЛА. А чё у вас такой головы, чтобы и математику знала и хорошо в футбол играла, нет?

ВОЛШЕБНИЦА. Почему нет – есть...

 

Берёт Чёкалу за руку, подводит его к краю сцены и хлопает в ладоши.

В зрительном зале включается свет.

 

ВОЛШЕБНИЦА (указывая на детей в зале). Вон, поищи среди них. Там наверняка есть головы, которые всё умеют. Найдёшь, тащи её сюда, я тебе её поставлю...

 

Он испуганно смотрит в зал, затем отрицательно качает головой.

 

ЧЁКАЛА. Нет! Я со своей головой хочу остаться.

ВОЛШЕБНИЦА. Как со своей? Ты же клятву дал. А из нашего  волшебного царства с тупой головой не отпускают.

ЧЁКАЛА. А чё мне теперь делать?

ВОЛШЕБНИЦА. Что делать? Давай, подумаем… (Задумывается)

ЧЁКАЛА (Умникам). А вы чё? – Тоже думайте!

ВОЛШЕБНИЦА. Знаешь, пожалуй, могу я тебе помочь. По-моему, я хорошо придумала. Я тебе твою футбольную голову оставлю.

ЧЁКАЛА (радостно). Правда?!

ВОЛШЕБНИЦА. Но чтобы ты не тупым был, я тебе и эту голову пришью. (Указывает на голову Умника) Одна будет думать, как в футбол играть, другая – как задачи решать! Будешь с двумя головами!

ЧЁКАЛА (растерянно). Как с двумя? Я не понял…

ВТОРОЙ УМНИК. Тупица… Один плюс один равняется два.

ЧЁКАЛА. А как я есть буду?

ВОЛШЕБНИЦА. А двумя даже удобнее! Один рот мороженное жуёт, другой – пирожное!

ВТОРОЙ УМНИК. В два раза вкуснее.

ВОЛШЕБНИЦА (глядя на растерянного Чёкалу). Что, не можешь представить, как это выглядеть будет? Сейчас я тебе волшебное зеркало дам – на, смотри! (Протягивает ему волшебное зеркало.)

 

Он стоит, боясь заглянуть в него; затем смотрит – и с криком отшатывается.

 

ЧЁКАЛА. А-а!!!

ВОЛШЕБНИЦА. Ты чё?

ЧЁКАЛА. Это чё, я таким стану?

ВОЛШЕБНИЦА. Ну-ка, дай, гляну… (Смотрит.) А чё, прикольно!.. А в футбол-то как удобно играть! У тебя мяч никто не отнимет! Между головами зажал, и беги! Обводишь одного! Второго! Врываешься во вратарскую, сбрасываешь под удар – и левой! – в правый угол!

ЧЁКАЛА. Я хочу с одной своей головой остаться!

ВОЛШЕБНИЦА. Нет, так нельзя... Получается, ты в волшебном царстве побывал, а назад с тупой головой вернулся. Как я тебя отпущу? – Меня из волшебниц уволят. Да и зачем тебе тупая голова, которая никуда не годится?

ЧЁКАЛА. Годится!

ВОЛШЕБНИЦА Как это годится, если ты ей даже задачу про свой любимый футбол не можешь решить.

ЧЁКАЛА. А если я её решу?

ВОЛШЕБНИЦА. Тогда – другое дело… Значит,  твоя голова, тут у нас поумнела, и можно тебя с ней домой отпустить...

ЧЁКАЛА. Я решу! (Берёт тетрадь и садится за стол.)

ВТОРОЙ УМНИК (подойдя к нему). Помочь?.

ЧЁКАЛА. Уйди! Навязался на мою голову!

 

Второй умник садится рядом с Первым. Волшебница садится рядом.

 

ВОЛШЕБНИЦА. Ну, над чем задумались?

ВТОРОЙ УМНИК. Не понимаю, как можно математику не понимать. Ведь самые простые задачи у любого получаются? – У любого. Значит, брёшь чуть-чуть сложнее, ещё чуть сложнее. И так до самых трудных. А тогда в них нет ничего трудного.

ВОЛШЕБНИЦА. А что ж у вас раньше не получалось?

ПЕРВЫЙ УМНИК. Ленились... Не знали, как голову тренировать.

ВОЛШЕБНИЦА. А теперь знаете?

ВТОРОЙ УМНИК. Ничего трудного, если стараться...

ЧЁКАЛА (растерянно). Тётенька Волшебница, – получилось...

ВОЛШЕБНИЦА. Ну-ка, ну-ка…

 

Она и Умники подходят к нему и склоняются над тетрадью.

 

ВТОРОЙ УМНИК. Всё верно.

ПЕРВЫЙ УМНИК. Но два слова с ошибками написаны.

ЧЁКАЛА (испуганно глядя на Волшебницу). А про ошибки мы не договаривались. Но я без ошибок тоже научусь писать!

ВОЛШЕБНИЦА. Теперь вижу, что научишься. (Глядя его по голове). Видишь, голова-то у тебя, оказывается, очень даже неплохая.

ЧЁКАЛА (радостно). Ага!

ВОЛШЕБНИЦА. Всё может. Ты ведь почему в футбол научился?...

ЧЁКАЛА. Потому что старался! Я сначала, как он (кивает на Второго умника), даже в ворота не попадал! Но я старался, старался – и стал лучше всех в классе!

ВОЛШЕБНИЦА. Вот видишь. Так во всём. И ещё я хочу тебе один совет дать. Знаешь, когда мы лучше всего учимся? – Когда пытаемся научить этому кого-то другого. У тебя ведь скоро братик родится?

ЧЁКАЛА. Ага.

ВОЛШЕБНИЦА Вот, когда он подрастёт, и учи его всему, что сам знаешь. И сам всё усвоишь, и его научишь. Ну, а поленишься, приводи его ко мне, я ему за минуту голову поменяю!

ЧЁКАЛА. Нет! Нет! Мы сами!

ВОЛШЕБНИЦА. Ну, сами, так сами. А теперь спи. А то скоро утро.

 

Он ложится. Свет гаснет. Волшебница  и  Умники исчезают. Восходит солнце. Чёкала просыпается и садится. Затем быстро встаёт, подходит к столу, склоняется над лежащей на нем тетрадью и что-то пишет. Входит Бабушка.

 

БАБУШКА. Ты что это, сам встал?

ЧЁКАЛА. Ба! У меня всё получилось!

БАБУШКА Что получилось?

ЧЁКАЛА. Задача с футбольным полем! Вчера весь день не получалась, а сегодня я только проснулся и сразу понял, как!

БАБУШКА Молодец! Сейчас папа должен приехать. Он звонил. Братик у тебя сегодня утром родился!

ЧЁКАЛА.. Правда?!

БАБУШКА. Правда, правда!

ЧЁКАЛА. Ба, звони папе! Чтобы они ему голову не меняли! С какой родился, та пусть и остаётся!

БАБУШКА (хитро). А если она вроде твоей? – Ой, намучается!

ЧЁКАЛА Нет, нет! Я теперь знаю, что с ней делать, чтобы она умная была.

БАБУШКА. Неужели?

ЧЁКАЛА. Точно! Мне одна волшеб… Ну, короче, я знаю! Когда он чёкать начнёт, – это чё? это чё? – надо ему про всё рассказывать! Чем больше ему всё объяснять, тем лучше у него голова работать будет!

БАБУШКА Значит у нас теперь ещё один Чёкала будет?

ЧЁКАЛА Ага!

БАБУШКА Ну что ж, тогда давай собирайся в школу…

 

Он направляется к двери, она, ворча, идёт следом.

 

Но только, чтобы я за тобой сегодня не бегала. Если уж сказал, во сколько придёшь, то во столько и приходи. Почему я должна всё время загонять тебя домой… Думаешь у меня силы есть…

Они уходят.

КОНЕЦ

 

 

 

 

2009

Все авторские права сохраняются.

Постановка пьесы на сцене возможна только с письменного согласия автора.

ОСИНЕНКО Андрей Владимирович

e-mail:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

тел. 8-915-350-87-34